Текстовая версия выпуска
Здравствуйте, уважаемые слушатели аудиоверсии блога еженедельных новостей Пензенского интернета. С сегодняшнего дня мы немного меняем формат нашей mp3-передачи. Помимо традиционных новостей, мы по возможности будем приглашать в нашу программу первых лиц Пензенского веба - руководителей и создателей дизайн-студий, фрилансеров, представителей различных организаций, прямо или косвенно связанных с развитием интернета в нашей провинции. Сегодня у нас в виртуальных гостях посредством скайпа - один из основателей относительно молодой Пензенской веб-студии "ТОП1" - арт-директор Лебединский Иван.
А- Привет, Иван!
И- Привет, Алексей!
А- Давай без лишних вступлений сразу к делу - расскажи пару слов о себе и своем детище.
И- ТОП-1 - обычная думающая веб-студия,с небольшим перекосом в сторону дизайна. Делаем разные сайты от красивых сайтов-музеев, куда можно ходить просто, чтобы полюбоваться красотой экспонатов, так и сайты базары, на которых можно поторговаться, поспорить ну и купить что то. Также не брезгуем графическим дизайном: логотипами, ф-стили.
А- Угу. А про себя расскажешь нам? Где родился? Вырос? Учился, работал ли по найму и когда тебе пришла идея делать что-то свое?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- Основываясь на собственном опыте, рискну предположить, что ваша компания образовалась из нескольких так называемых предприимчивых друзей, которые до какого-то момента работали каждый сам на себя, но в один прекрасный день решили объединиться и общими усилиями покорять нашу область, а затем и всю Россию. Так?
И- Да Алексей, всё так и было, собрались и сообразили на троих студию. Для меня это далеко не первый опыт создания студий, было много полезного, но не очень удачного опыта создания студий и удаленно и локально, всё это рано или поздно сходило на нет, поэтому постарался учесть весь опыт и не совершать старых ошибок.
А- Вот ты сказал про старые ошибки. Не поделишься ли немного своим опытом? Что это были за ошибки и как при создании уже новой студии вы решили их обходить?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- Окей. Вы арендуете офис?
И- Да, как раз из новшеств теперь мы абсолютно легальны, к нам можно придти, убедиться что мы настоящие, а не просто страничка в интернете. Да и когда вся команда в сборе решать проблемы получается намного оперативней, смотришь как работают другие учишься чему-то новому.
А- Согласен с тобой. Вот еще интересный вопрос. Сейчас практически по всем каналам СМИ ведется мощная пропаганда, призывающая молодых выпускников ВУЗов начинать собственное дело с подачи государства - выделяются различные беспроцентные субсидии, которые потом предприниматель возвращает в виде налогов и тому подобное. Пользовались ли вы подобными государственными льготами при открытии бизнеса?
И- Нет, пока сами справляемся. Не исключаю, что они реально кому то помогают, но сейчас у нас есть выбор: сидеть и работать или бегать по кабинетам, что то кому доказывать, просить. Мы решили что лучше работать.
А- Да, со своей стороны еще хочу заметить, что завязка под такие государственные "плечи" чревата частыми проверками, отчетами по использованию тех самых льготных средств и непосредственным вторжением государства в деятельность компании. Мы пробовали в 2008 году поселиться в Пензенском бизнес-инкубаторе, но тамошнее руководство не признало наш бизнес-план прибыльным и нам порекомендовали внести корректировки в свой путь развития и обратится к ним через год. Слава Богу без них все пошло хорошо. И как ты правильно заметил — мы так же выбрали путь сидеть и работать, а не тратить свои силы на разработку понятного для наших чиновников бизнес-плана. Таким образом мне кажется, что под пристальным оком нашей администрации можно развивать только тот бизнес, в котором комиссия по оценке эффективности что-то понимает. Или все же можно найти какие-то точки соприкосновения? Как думаешь?
И- Ну я на самом деле очень надеюсь что у нас тоже получится обойтись своими силами, не люблю я контроль.
А- Ок. Про правительство и его программы поговорили. Теперь перейдем непосредственно к вашей деятельности.
А- Согласно информации с вашего сайта - у вас есть четкое разделение обязанностей между ключевыми сотрудниками. Расскажи или опиши подробно весь цикл разработки сайта у вас - кто принимает заказ, кому потом его передает и как решаются дизайнерские и технические задачи?
И- Да, условно за дизайнерскую деятельность отвечаю я, за программирование и верстку Ирина, а Владимир за продвижение сайтов. Заказ как правило принимает Владимир, но если он отсутствует, то мы просто отказываемся от заказа, нет шучу, конечно, заказ также может принять и Ирина, да и я тоже, просто каждый из нас знает, что принципиально знать чтобы сказать цену клиенту, т.к. специфика пензенского заказчика такова, что он обзванивает все веб-студии и тут же без технического задания спрашивает цену на разработку его простого сайта визитки, который после некоторых вопросов может оказаться интернет магазином на несколько тысяч позиций товаров.
А- Здесь я с тобой полностью согласен. Пензенский заказчик, непременно, ищет где дешевле. И в этом случае очень важно не переоценить его проект и не испугать ценой. Поделюсь с тобой немного нашим опытом — мы сразу озвучиваем так называемую вилку цен, где четко говорим заказчику о преимуществе каждого уровня и его стоимость.
А- Идем далее. Используете ли вы в своей работе аутсорсинг?
И- Да, есть очень много профессионалов, которых в силу разных причин мы не может держать постоянно в штате. Также есть специфические редкие проекты, сделать которые собственными силами сложновато, и для таких проектов как раз прибегаем к помощи удаленных сотрудников.
А- Вы ищите фрилансеров с помощью каких-то сервисов? Либо это давно устоявшиеся прямые связи с исполнителями?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- А не было ли такого, что исполнитель брал предоплату и исчезал? Вообще как можно себя обезопасить от фрилансеров-мошенников?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- Иван, для тебя, как для арт-директора, наверняка очень близка тема разработки дизайна сайта. Расскажи об основных этапах этой работы в вашей студии - требуете ли вы подробное техническое задание от заказчика или вам достаточно обычного списка рекомендаций?
И- Всё зависит от того как себя ведет клиент, есть опасные звоночки на которые стоит обращать внимание. Чем больше таких звоночков тем более внимательно надо относиться к заполнению технического задания. К примеру клиент просит покреативить, это наверно самый опасный случай, человек кроме этого слова которое давно стало ругательным ничего конкретного сказать не может о своих пожеланиях к тому как должен выглядеть сайт, с такими проектами можно завязнуть на года. Вообще дизайн очень тонкая штука, с ним как правило больше всего мучений при сдаче проекта, причем сложность сдачи прямо пропорциональна количеству человек которые его принимают, т.к. вкусы у всех разные а часто не просто разные а противоположные друг другу. Также весьма опасный звонок когда заказчик берет на себя функции дизайнера и начинает диктовать дизайнеру, что конкретно ему делать, вплоть до мелочей. Такой вариант развития событий как правило ничем хорошим не заканчивается, т.к. заказчик тем самым дает понять дизайнеру, что он ему не доверят и не считает его профессионалом (хотя говорить он может как раз что доверяет и что вы дизайнер, но при этом тут же говорить что вам делать) лечится такой случай конечным количеством правок, прописанных в договоре, или обязательно встреча с тем кто непосредственно принимает дизайн, т.к. в большой компании у вас может быть много посредников в виде отдела рекламы и так далее, чтобы не играть в испорченный телефон надо по возможности говорить с лицом принимающим решение, чтобы понять его, которые могут сводится к какой нибудь мелочи типа поменять тахому на вердану, т.к. ему друг с москвы сказал что за верданой будущее.
А- Понятно. А непосредственно перед "рисованием" дизайна - подготавливаете и согласовываете структуру?
И- Да, раньше мы делали это не со всеми проектами, а теперь взяли за практику: перед непосредственной работой выяснять у заказчика как можно больше информации, обсудить с ним структуру будущего сайта, т.к. это может сэкономить массу времени при разработке.
А- Уверен, что в твоей практике случались такие негативные моменты, когда заказчику не нравилось абсолютно все. Как ты выходил из таких тупиков? Приходилось ли расторгать договор и прекращать работы?
И- Было много разных случаев, но до расторжения договора дело не доходило, удавалось идти на какие то компромиссы.
А- А вот как думаешь, если дойдет до расторжения договора - как заказчику можно "понятно" и доступно объяснить, что предоплата не вернется? Что те деньги, которые он заплатил уже ушли на реальную работу, но вы просто не сошлись во взглядах - поэтому продолжать не имеет смысла. Как в этом случае мирно расстаться и не нажить себе врага?
И- Соглашусь, бывают случаи когда вернуть предоплату куда проще, чем мучиться с таким "мутным" клиентом.
А- Так зачем же предоплату возвращать? Может быть имеет смысл отстоять ее?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- С дизайном разобрались. А кто отвечает за программирование и продвижение сайта после его создания?
И- За верстку и программирование у нас отвечает Ирина, а за продвижение Владимир.
А- Они выполняют роль непосредственно исполнителей или руководят аутсорсерами?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- Спасибо за столь подробное освещение совсем не простых этапов разработки сайта. Мои вопросы к тебе закончились. Теперь давай перейдем к вопросам слушателей!
А- Пользователь фейсбука Михаил спрашивает: "Название вашей студии ТОП1 с приставкой "катализатор". Почему было выбрано такое необычное название студии?"
И- "Катализатор бизнеса" слоганом хотели сказать, что сайт это такой же бизнес инструмент как и реклама на TV или радио, и при правильном использовании сайт окупается и начинает приносить прибыль бизнесу.
А- Интересное решение! Идем далее. В живом журнале Антон задает сразу три вопроса. Первый такой: "Какова ситуация с ценами на создание сайтов в Пензе? Не кажутся ли они вам заниженными по сравнению с соседними регионами? Как убеждать заказчика работать с профессионалами, а не студентами-недоучками, готовыми выполнить любую работу за копейки?"
И- Да, пожалуй. Качество многих пензенских студий куда выше, цены, которую готовы платить за них местные заказчики. А убедить заказчика не доверять бизнес инструмент первому встречному, может только горький опыт такого сотрудничества.
А- Следующий вопрос от Антона: "Есть ли в Пензе проблема с кадрами? Много ли действительно талантливых программистов, дизайнеров, проект-менеджеров и т.д.?"
И- Проблема чтобы всех этих талантов собрать и удержать вместе.
А- Да, действительно очень много талантливых ребят убегают от нас в Москву к более высокому уровню жизни - их можно понять.
А- Третий вопрос: "Как считаете, по силам ли пензенской студии такой, как ваша выйти с регионального рынка? Заниматься своими проектами и быть конкурентными в рунете? Если да, то есть ли смысл идти туда вообще?"
И- Время покажет, хотя даже сейчас к нам частенько обращаются заказчики из других регионов, по дизайну даже из других стран, поэтому конечно по силам, спрос на "русский дизайн" довольно велик.
А- Полностью поддерживаю и разделяю твою точку зрения! И в заключении нашего подкаста - непосредственно новости Пензенского Интернета прошедших двух недель, т.к. на прошлой недели в связи с праздниками и высокой загруженностью — мы в эфир не выходили.
1. Социальные Пензенцы устроили соревнования на скорость
28 октября прошло первое в истории Пензы соревнование на картингах активных пользователей социальных сетей. Встретились представители твиттера, фейсбука, вконтакте и одноклассников. Целью гонки было не желание выяснить кто лучше и чья социальная сеть удобнее - участники просто пришли познакомиться друг с другом в реальной жизни. Никаких организационных проблем не было, заезды прошли на отлично! По силам и результатам все оказались примерно одинаковыми, не считая, конечно, ассов автогонок Скоморохова Егора и Токарева Андрея. Список участников, а так же подробные результатов заездов смотрите по ссылке в описании подкаста. Там же можно будет увидеть и видео с первого заезда. Очень приятно видеть в пензенских интернетчиках активных людей, которые интересны не только своей виртуальной, но и реальной жизнью. Всех желающих приглашаем принять участие на следующих гонках на картигнах!
А- Иван, как тебе подобная идея? Прийдете в следующий раз всем своим дружным коллективом погоняться с нами?
И- Ну вообще идея отличная, оторваться от монитора, познакомиться с новыми людьми, убить сцепление на машине потом его чинить, всё это очень бодрит. Пока было тепло можно было ещё в пейтбол или в боулинг поиграть.
2. Фильм социальная сеть показали в провинции
Пензенских гиков до самого последнего момента держали в напряжении - не анонсировали показ фильма "Социальная сеть" в кинотеатрах города. Согласно расписанию - никто не планировал пускать в прокат данный фильм. Однако, в последний момент, за день до российской премьеры, пензенский канал твиттера показал заветное сообщение "Фильм Социальная сеть будут показывать в четверг в Роликсе". Обрадовались все местные интернетчики и любители социальной сети Фейсбук. Сам фильм снят довольно профессионально. На протяжении всей картины показано несколько параллельных судебных процессов в отношении Марка Цукенберга, многочисленные слова адвокатов, истецов и ответчиков визуализируются фрагментами жизни создателей Фейсбука - в них мы видим и ссору Марка с девушкой, создание первого прототипа социальной сети, привлечение инвестиций, популярность, ненависть, предательство, много-много пива и программирования. Фильм "Социальная сеть" не расскажет чего-то нового, все и так уже давно известно. Он скорее будет хорошим мотиватором и покажет красивую "историю любви" программиста к своему проекту.
А- Иван, ты смотрел эту картину? Если да - то как она тебе?
И- Неа, мне кажется работники веб-сферы сами как Цукенберги, поэтому чего на себя смотреть, лучше в бассейн сходить, а ещё лучше в открытый)
3. В Пензе появился слишком назойливый тренинг-центр
Центр научно-практического сопровождения, который недавно открылся в нашем городе за месяц успел попасть в спам-листы 40% Пензенских провайдеров и хостеров. Мало того, что электронные адреса они получали из социальных сетей, добавляя каждого пензенца в друзья, фактически без прямого согласия последнего, так еще и не отписывали потом от своей рассылки даже по письменному требованию. Подобные тренинг-центры организуют платные семинары с профессионалами конкретной области деятельности, чтобы послушать их умные речи, получить совет и зарядится магической энергетикой. Услуга бесспорно полезная, хотя часто на таких семинарах рассказывают то, что и бесплатно можно узнать внимательно покопав Интернет. Центру научно-практического сопровождения хочется посоветовать поработать над внешним видом своего текущего сайта и перестать применять давно-устаревшие способы привлечения слушателей на свои занятия.
А- Иван, а ты когда-нибудь ходил на подобные тренинги? Помогали ли они тебе в жизни?
И- Наверно в почте гугла спам фильтр всё зарубил, поэтому я про этих товарищей первый раз слышу.
А- А что скажешь как специалист по поводу их дизайна?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
4. Интернет спас жизнь ребенку
Мы неоднократно писали и продолжаем писать во всех социальных сетях о тяжелой судьбе годовалой девочки, которая родилась с ужасной болезнью головного мозга. Помочь ей может только операция, которую могут выполнить врачи Германии. В России нет ни таких специалистов, ни такого оборудования. Стоимость операции была озвучена - 72 тысячи евро (т.е. более 3-х миллионов рублей). Все Российские фонды отказали в помощи, мотивируя это тем, что операция будет проводится в Германии, а они могут выделить деньги только на медицинские услуги внутри страны. Но мама девочки не упала духом, совместно с волонтерами она открыла группы в каждой социальной сети с призывом помочь ее ребенку. Никто не верил в счастливый исход мероприятия, однако небольшие деньги все же перечисляли на счет мамы девочки. За месяц она собрала необходимую сумму и уже сейчас в Германии они с дочкой ждут судьбоносной операции. Пожелаем им еще больше удачи, сил и уверенности в том, что все будет хорошо! Случилась беда? Помоги себе сам и не рассчитывай на помощь государства! Не теряй времени на оформление бесконечных бумаг для получения крохотной материальной помощи - лучше сразу ищи поддержку в Интернете!
А- Лично от себя замечу, что на фоне этой трагедии наш Минздрав активно искал куда бы пристроить 55 миллионов рублей? То ли социальную сеть сделать за 16 дней, то ли еще чего-нибудь замутить? Но никто даже не подумал из этих 55-ти взять и отдать 3-ри смертельно-больной девочке. Слышал ты об этой истории? Есть какой-то комментарий к услышанному?
И- Мда, как то всё печально с этими госзаказами.
А- А вы не связывались никогда с государственными проектами?
Ответ на этот вопрос слушай только в аудиоверсии подкаста.
А- На этом предлагаю закончить нашу сегодняшнюю программу. Напоминаю, что вы слушали аудиоверсию блога еженедельных новостей Пензенского интернета и сегодня у нас в виртуальных гостях был один из основателей Пензенской веб-студии "ТОП1" - Лебединский Иван. Спасибо, что согласился поучаствовать в этом пока еще экспериментальном проекте. Надеюсь, что и ваша компания будет оказывать нам информационную поддержку и вместе мы сделаем наш провинциальный Интернет более интересным и привлекательным даже для инвесторов.
А- Спасибо, что были с нами! До следующих выпусков! Пока!